ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ. ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. "Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.
Существует несколько
относительно автономных психологических механизмов, посредством которых
родители влияют на своих детей:
- Во-первых, подкрепление:
поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за
нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка
определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для
ребенка привычкой и внутренней потребностью.
- Во-вторых, идентификация:
ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким
же, как они.
- В-третьих, понимание: зная
внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Вместе с тем весьма важны
эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля
и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и представляют в
виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые,
доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные
и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание
и поощрение, во втором - строгость и наказание.
Множество исследований
доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и
недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на
высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и
устойчивый положительный образ 'Я'. А безотчетная, немотивированная жестокость,
проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям,
не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Наилучшие взаимоотношения
старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители
придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет
мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть
используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и
независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но
не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не
исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все
равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают
плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей,
чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования,
если они кажутся необоснованными, вызывают, либо протест и агрессию, либо
привычную апатию и пассивность.
Перегиб в сторону
всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела.
Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом
подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств
массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка
без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского начала, как и его
гипертрофия, способствует формированию личности со слабым 'Я'. Как ни велико
влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный
возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с
родителями давно уже сложился, и 'отменить' эффект прошлого опыта невозможно.
Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать,
как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представлениями.
Таким образом, молодые люди, обладая биологическими
предпосылками, позволяющими им рассматривать себя как взрослых, остаются в
психологическом и психосоциальном планах в "состоянии ожидания",
которое не дает им возможности с полной ответственностью участвовать в
общественных процессах. Эта ситуация способствует как самоустранению от
общественных отношений, так и радикальным позициям и столкновениям на
идеологической почве.
Быстрые социальные изменения приводят к
расхождениям между системами ценностей родителей и детей ("конфликт
поколений"), а многообразие и размытость общественных представлений и норм
создают у молодых людей неуверенность в выборе объектов идентификации.
В подростковом возрасте нередко сохраняется
склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего
возраста: реакция отказа, оппозиции и протеста, имитации, компенсации и
гиперкомпенсации. Однако именно для подросткового возраста более типичными
являются следующие психологические реакции:
- Реакция эмансипации — отражает стремление подростка
к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. При не благоприятных
средовых условиях она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы,
аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также в основе
отдельных социальных поступков. При различных асинхрониях созревания, в
основном на почве церебральной недостаточности, такие проявления могут быть
либо чрезмерными, либо, наоборот, отсутствовать.
- Реакция группирования — объясняется стремлением к
образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения,
системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. В неблагоприятных
средовых условиях и при различных неполноценностях нервной системы склонность к
этой реакции может в значительной мере определять поведение и быть причиной
асоциальных поступков.
- Реакция увлечения (хобби-реакция) — отражает
особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом,
стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более
характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь
к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой
и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения
могут наблюдаться у подростков обоих полов.
- Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным
влечением, многообразны в своих проявлениях. Половое влечение вначале
отличается малой дифференцированностью и развивается с нарастающей силой, что в
старшем подростковом возрасте обуславливает "юношескую гиперсексуальность".
В силу этого у под ростков легко возникают различные преходящие отклонения:
онанизм, ранняя половая жизнь, петтинг, транзиторный подростковый
гомосексуализм и другие.
Все указанные выше детско-подростковые реакции
могут быть представлены как в вариантах, нормальных для данного возрастного
периода, так и в вариантах патологических, т.е. отклоняющихся от нормальных для
этого возраста (девиантное поведение).
|