ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Материал предоставлен учителем информатики и биологии Хлебосоловой А.В.)
|
Младший школьный возраст охватывает период жизни от
6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его
поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое
развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной
и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки
(ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный
сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают
действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма
ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. |
В этот период возрастает подвижность нервных
процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные
особенности младших школьников, как:
- повышенную
эмоциональную возбудимость и непоседливость.
- повышенная
утомляемость и нервно-психическая ранимость.
- совершенствование
познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания),
- формирование высших психических функций (речи,
письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста
производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные
операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного
развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического
мышления и сознания.
- ребенок
впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими,
разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости
конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу
формирования личности.
- восприятие прежде всего тех
объектов, или свойств предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный
отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше
всего.
Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго
нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности,
дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая
социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает
психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и
на их поведении.
Таким образом, поступление в школу ведет не только к
формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства
личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он —
ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм
поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в
свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
|